Хроматическая гармонь

Даже первые образцы русских гармошек характеризовало хорошее качество, оригинальность и внешняя привлекательность. Но был в них единственный изъян – у гармоник того времени отсутствовал хроматический строй, который ограничивал возможности инструментов в музыкально-художественном воспроизведении звуков. Создание гармони с хроматическим строем стало важным шагом на пути доведения инструмента до совершенства.

Звукоряд традиционной диатонической гармоники выстроен так, что в нем не достает 2 нот до полной хроматической гаммы. Этот недостаток впервые решил исправить Н.И. Белобородов – тульский мещанин, усовершенствовавший диатоническую гармонь в хроматическую. Был создан прообраз нового музыкального инструмента – баяна, названного так известным петербургским гармонистом А.Ф. Орланским-Титаренко.

«Первооткрыватели» хроматической гармони

Сотрудничество лучшего мастера того времени Леонтия Алексеевича Чулкова с одним из активных пропагандистов гармоники Николаем Ивановичем Белобородовым (15.02. 1828-28.12.1912) позволило многократно расширить ее возможности.

В 1870-е гг. на «Тульской гармони«был изготовлен первый инструмент с двухрядной клавиатурой. Н.И. Белобородов самостоятельно проработал особую систему клавиатуры. На Л.А. Чулкова была возложена почетная миссия закончить совершенствование новинки. Обновленный эскиз гармони представлял собой двухрядный инструмент с полной хроматической гаммой, который теперь включал не только 7 основных нот, но и 5 полутонов.

Первый ряд оставался без изменений и был как в обычной тульской гармошке с русским строем, а второй ряд пополнился хроматическими полутонами. Такое расположение предоставляло возможность быстрее осваивать новинку тем, кто имел опыт игры на традиционной двухрядной гармонике.

Новый инструмент обладал не только привлекательной внешней отделкой, но и получился необыкновенно певучим. Использование древесины кипариса, кожи, слоновой кости, перламутра в сочетании с эффектной латунной инкрустацией делали новую гармонь настоящим шедевром ручного производства. Первый экземпляр хроматической гармоники до сих пор хранится в мемориальном музее Николая Ивановича Белобородова. Заслуга мастера не только в создании инструмента новой конструкции, но и в образовании первого в мире оркестра гармоник, ставшим образцом для множества коллективов и у нас, и за рубежом.